Казахстанский портал о страховании,
25 октября 2021 г.
Как автостраховщикам «не кормить» мошенников? 257 просмотров
Учитывая массовый характер автострахования, как в обязательной так и добровольной форме, этот класс страхования давно стал «лакомым куском» для нечистых на руку страхователей и профессиональных преступников. На конференции «Противодействие мошенничеству в автостраховании», которая прошла 5 октября в Алматы, участники и спикеры поделились собственным опытом борьбы с мошенниками.
Эксперт по финансовым расследованиям Николай Васильев, руководитель инструмента VAS в ИТ-компании IBA Group, рассказал, как визуальные расследования помогают анализировать большие объемы данных, находить неочевидные связи между ними и вовремя обнаруживать мошенничество. Эксперт также поделился опытом, как страховая компания с помощью визуального анализа выявила недобор страховых взносов и двойные выплаты по одному ДТП.
Страхование — крупная отрасль. На начало 2021 года активы страховых компаний Казахстана составили почти 1 500 млрд. тенге, а объем страховых премий ~510 млрд тенге. Относительно прошлого года - рост на 10,5%.
Почти четверть от поступивших страховых премий в области «Общее страхование» пришлась на автострахование: добровольное страхование автомобильного транспорта 7% и ОГПО ВТС 19%. Это большие деньги и крупные суммы для мошенничества.
В прошлом году компании получили 68 млрд тенге страховых взносов по ОГПО ВТС и выплатили своим клиентам 29 млрд тенге, сообщает агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Часть денег ушла мошенникам. Если посмотреть на мировую статистику, то в среднем 15% от страховых выплат получают недобросовестные клиенты. В Европе на мошенничество приходится ~ 3-5% выплат, в России ~ 30%, в Беларуси ~ 10-12%. Можно предположить, что в Казахстане это ~ 15-20% или 4-5 млрд тенге.
За январь-май 2021 произошло более 4,5 тысячи ДТП. Сколько уже выплат получили мошенники?
Как компании расследуют подозрительные случаи сейчас
Бизнес-аналитики ИТ-компании IBA Group провели собственное исследование, которое показало, что страховые компании расследуют подозрительные случаи чаще всего вручную. Одно расследование занимает в среднем 1-2 недели. Это долго и трудоемко, поэтому 90% опрошенных компаний считают, что профильное ИТ-решение будет им полезно.
Кроме ручного сравнения данных, страховые компании для расследования часто используют MS Excel, MS Visio, разрабатывают собственное ПО, используют готовые профильные ИТ-решения, например, визуальные графы.
Что такое визуальный граф
Граф — это визуализация данных и связей между ними. По сравнению с таблицами в Excel и текстовыми документами, визуальные графы имеют три преимущества:
1. На графе видны связи, которые сложно заметить в другом виде: то, что в таблице или тексте нужно высматривать на разных страницах, на рисунке будет показано парой линий.
2. Граф наглядный и компактный, он показывает всю картинку сразу.
3. На графе сразу видны любые нетипичные ситуации: нестандартные связи или «лишние» узлы.
Как визуальный граф помогает найти мошенников: четыре кейса расследования в автостраховании
Вместе со страховой компанией мы расследовали несколько страховых случаев с помощью VAS - инструмента для построения визуального графа - и вот что нашли. Мошенники скрывали истинные цели страхования, и компания недополучила взносы. По одному и тому же ДТП страховая несколько раз делала выплаты мошенникам. Кроме того, мы нашли ошибки при вводе информации сотрудниками, и установили, что расследования можно ускорить в пять раз.
Кейс 1. Страхование такси — нецелевое использование
Ситуация. Мошенники скрывали настоящие цели страхования. Часто таксисты страхуют автомобиль такси как физлица. А в некоторых странах это совсем другой тариф: взнос для обычного автомобиля — 30 евро, а для автомобиля-такси —105 евро. И это невозможно выявить на этапе страхования, но есть способы проверить после — сравнить данные вручную.
Чем помогли. VAS визуализировал связи между юридическими лицами (автотранспорт для оказания услуг такси), которые в разные периоды времени заключали договоры обязательного и добровольного страхования данного автомобиля.
Результат — обнаружили недобор страховых взносов. Страхователи действительно скрывали настоящие цели использования автомобилей. Из-за этого страховая компания получила в 3 раза меньше страховых взносов по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств.
Кейс 2. Двойные выплаты по ДТП
Ситуация. Среди страхователей есть систематические участники ДТП с автомобилями премиальной модели. Они понимают, что компании сложно установить взаимосвязи между всеми страховыми событиями и их участниками. Пользуясь этим, страхователи получают несколько выплат по одному и тому же случаю.
Чем помогли. VAS визуализировал системные получения страхового возмещения по заявленным страховым случаям с использованием премиальных автомобилей.
Результат — найдены неочевидные связи. Среди владельцев премиальной марки найдены получатели возмещения по заявленным страховым случаям, которые систематически участвовали в ДТП. Удалось установить взаимосвязи между всеми участниками подозрительных страховых случаев, где фигурируют одни и те же машины премиальной модели.
Кейс 3: Неавтоматизированные расследования
Ситуация. Расследования случаев недобросовестного страхования занимают время. Все данные разрознены: таблицы на мониторе, рисунки на бумаге, схемы в Microsoft Visio. Для каждого субъекта приходится отдельно запрашивать информацию. Это затягивает время первичной оценки страхового случая.
Чем помогли. VAS помог получить такие же результаты расследования в 5 раз быстрее.
При помощи этого инструмента можно в течение 30 минут сопоставить основные данные, чтобы убедиться в необходимости проведения полноценного расследования страхового случая. Или понять, что этому случаю не требуется уделять внимание и следует переключиться на другие задачи.
Результаты — выше скорость, нагляднее результаты. Специалисты страховой компании быстрее находят взаимосвязи между событиями и их участниками. Данные и связи между ними стали наглядными, и теперь можно сразу спланировать дальнейшее проведение страхового расследования со сбором доказательств и последующей передачи в правоохранительные органы.
Кейс 4: Ошибки ввода данных
VAS помог найти ошибки ручного ввода работников. Теперь компании нужно усилить контроль за вводом данных в корпоративную базу данных при заключении договоров страхования. На примере сотрудник ошибся при вводе года.
Инструменты — только помощники в расследовании
Мошенники всегда будут придумывать новые схемы. Чтобы обнаружить обман вовремя нужны две составляющие: специалист и данные. Без данных никто не сможет найти связи или заметить нестандартные операции. А без человека данные не несут никакого смысла. Профильные инструменты же упрощают работу специалисту: они помогают обрабатывать информацию быстро и отображают ее в виде, где будет проще заметить нетипичные операции или связи. Внедрять ИТ-решение или нет зависит от задач и возможностей каждой компании.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz
Статья приведена без графиков и диаграмм
Вся пресса за 25 октября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое мошенничество, За рубежом, Автострахование, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 июля 2025 г.

|
|
Коммерсантъ, 21 июля 2025 г.
Допуслуги пополнились атаками

|
20 июля 2025 г.

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 20 июля 2025 г.
Gallagher Re: Климатические катастрофы создали новую реальность на рынке страхования

|
|
Московский комсомолец, 20 июля 2025 г.
Новгородский медик получила условный срок за мошенничество на 5 миллионов рублей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 20 июля 2025 г.
Такси не сможет объехать техосмотр

|
|
РБК.Тюмень, 20 июля 2025 г.
В Тюменской области чаще всего угоняют отечественные автомобили

|
|
Вести Московского региона, 20 июля 2025 г.
Подмосковный врач заплатит штраф за подделку данных о диспансеризации

|
|
Мой Брянск, 20 июля 2025 г.
Электромобили уже «проданы»? Скандал с Zeekr может повлиять на мировой авторынок

|
|
ТАСС, 20 июля 2025 г.
МВД намерено обновить контроль за проведением техосмотра

|
|
Аргументы и факты, 20 июля 2025 г.
До 1 млн. рублей. Банки и продавцов будут штрафовать за платные услуги

|
|
Комсомольская правда-Владимир, 20 июля 2025 г.
Владимирские водители получают по ОСАГО в среднем 100 тысяч рублей

|
|
Городовой, Санкт-Петербург, 20 июля 2025 г.
Где страхуют от апокалипсиса: доходный дом страхового общества «Россия» на Большой Морской

|
19 июля 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 19 июля 2025 г.
Финансовая защита на десятилетия

|
|
ГТРК Владимир, 19 июля 2025 г.
Центробанк назвал среднюю выплату по ОСАГО для владимирцев после ДТП

|
|
Деловой Казахстан, 19 июля 2025 г.
Нет полиса – не будет бизнеса

|
|
Комсомольская правда, 19 июля 2025 г.
Штраф до 1 миллиона рублей: как и кого будут наказывать за навязывание дополнительных услуг

|
18 июля 2025 г.

|
|
Финмаркет, 18 июля 2025 г.
Омбудсмен считает обоснованной практику повышенных взносов в его фонд при игнорировании запросов финорганизациями

|
|
ТАСС, 18 июля 2025 г.
Страны G7, кроме США, намерены поддержать новый европейский потолок цен на нефть РФ – AFP

|
 Остальные материалы за 18 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|